Учебный план 2023-2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 26
620146, г.Екатеринбург, ул. Академика Постовского,14
тел. 267-10-52 (60)
E-mail: mdou26@eduekb.ru

Принято решением
педагогического совета № 1
МБДОУ – детский сад № 26
от 30.08 2023

Утверждаю
Заведующий МБДОУдетский сад № 26
_____________Тупицина Л.В.
Приказ № 69-од от 30.08.2023

Календарный учебный план
МБДОУ - детского сада № 26 на 2023-2024 учебный год

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка к учебному плану
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 26 (далее – МБДОУ) на 20232024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
25.07.2022);
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС);
 Приказом Министерства просвещения России от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования";
 Приказом Министерства просвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
 принцип развивающего образования (целью которого является развитие ребёнка);
 принцип научной обоснованности и практической преемственности;
 принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
 принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
 решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
 построение образовательного процесса с учётом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми.
Программно – целевые основания
Учебный план разработан с учётом:







Федеральной образовательной программы дошкольного образования;
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ – детского сада № 26;
Адаптированной программы дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 26 для детей с ОНР;
Возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Парциальных программ и методических пособий, выбранных участниками образовательных отношений.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования (далее ОП ДО) в части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено использование
парциальных программ:


«Мы живем на Урале» - образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Толстикова О.В., Савельева О.В./ Екатеринбург, 2013;
 Парциальная программа «Юный эколог» С.Н. Николаева, 2018;
 Парциальная программа «Дети и денежные отношения», Н.А. Кузнецова, Екатеринбург, 2021;
С целью осуществления коррекционной работы в МБДОУ функционирует логопункт, коррекционно – развивающая работа осуществляется
учителями – логопедами.
Занятия на логопункте проводятся малыми подгруппами, которые формируются с учетом логопедического заключения, а также уровнем
сформированности знаний, умений и навыков детей, индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп
определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 года «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителями – логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи
в образовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно
допустимой нормы нагрузки на ребенка.
В МБДОУ разработаны и реализуются в условиях логопедической поддержки:
 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 26 для детей с ОНР;
 Рабочие программы (модули) Адаптированной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ – детский сад № 26 для детей с ОНР учителей – логопедов.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и способствует эффективному решению проблемы
преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание комплексной и парциальных программ
способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.
Характеристика структуры учебного плана
Учебный план МБДОУ соответствует уставным задачам, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды
деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с
утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план МБДОУ учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём
учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жёстко
регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учётом интересов детей.
Сроки реализации учебного плана: с 01 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года.
Адаптационный период (для детей с 1 до 3 лет и с 3 до 4 лет) с 01 сентября по 30 сентября 2023 года.
В начале (в сентябре-октябре) и конце (апреле-мае) учебного года проводится диагностика достижения детьми результатов освоения
программ в рамках занятий и при проведении режимных моментов.
Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлены следующие нерабочие праздничные дни в Российской Федерации: 1, 2,
3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный
женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства.
В летний период с 01 июня по 31 августа 2024 года образование и воспитание осуществляется в форме организации различных видов
деятельности: спортивные праздники, развлечения музыкально – эстетического цикла, экскурсии, опытно – экспериментальная и трудовая
деятельности на участке во время увеличенных по продолжительности прогулок.
В МБДОУ функционируют 13 групп общеразвивающей направленности, наполняемость групп воспитанниками в 2023 – 2024 учебном году
– 400 человек:
 дети с 1 до 2 лет – 1 группа
 дети с 2 до 3 лет – 2 группы
 дети с 3 до 4 лет – 1 группа
 дети с 4 до 5 лет – 2 группы
 дети с 5 до 6 лет – 3 группы
 дети с 6 до 7 лет – 4 группы
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных
отношений. Выполнение обязательной части ОП ДО составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные

услуги, учитывать специфику национально – культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс.
В соответствии с ФОП дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность,
отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности. Каждой образовательной области
соответствует определенный вид образовательной деятельности:
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» отражено в учебном плане.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей отражено в расписании занятий. Занятия как «условные
часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой
участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее
характерные для каждого возраста детей.
Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СП 2.4.3648-20, с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников групп.
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
 для детей от 1 до 3 лет – не более 10 минут,
 для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
 для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
 для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
 для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
 в группе раннего возраста не превышает 20 минут;
 в младшей группе не превышает 30 минут;
 в средней группе не превышает 40 минут;
 в старшей группе не превышает 50 минут;
 в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине непосредственной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические
паузы. Перерывы между периодами – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в
первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды
детской деятельности.

Один раз в неделю в каждой возрастной группе круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на свежем воздухе. Их
проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным
условиям.
Организация образовательной деятельности
Образовательная деятельность для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
- восприятие смысла музыки, - восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок,
- двигательная активность.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста основана на организации различных видов деятельности.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности
она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах
- это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игрыинсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех
компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем
дошкольном возрасте).
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и
познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по
поводу прочитанного.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально
оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы,
предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом),
безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация)
деятельности и конструирования.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие
проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие детей применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного решения возникающей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает:
- наблюдения в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и
пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в
детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой
половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья и др.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе,
воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.

Учебный план образовательной деятельности
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 26
на 2023 – 2024 учебный год.
Направление
развития

Вид
деятельности

Физическое
развитие

Физическая
культура
Формирование
начальных
представлений о
ЗОЖ

Познавательное
развитие

ФЭМП
Познавательно –
исследовательская

Речевое развитие

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Нед.

Год

Нед.

Год

Нед.

Год

Нед.

Год

Нед.

Год

3

108

3

108

3

108

3

108

3

108

Реализуется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а также через интеграцию в других образовательных
областях, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

1

36

1

36

1

36

1

36

2

68

Реализуется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а также через интеграцию в других образовательных
областях, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Формирование
целостной
картины мира
(ознакомление с
окружающим
миром)

1

36

1

36

1

36

1

36

1

36

Развитие речи
,подготовка к
обучению грамоте

1

36

1

36

1

36

2

68

2

68

Приобщение к
художественной
литературе
Художественно –
эстетическое
развитие

Возрастные группы / количество часов на образовательную деятельность

Реализуется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а также через интеграцию в других образовательных
областях, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Рисование

1

36

1

36

1

36

2

68

2

68

Лепка

1

36

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

Аппликация

-

-

0,5

18

0,5

18

0,5

18

0,5

18

Музыка

2

68

2

68

2

68

2

68

2

68

1

36

1

36

Конструктивно –
модельная
деятельность
Социально –
коммуникативное
развитие
Итог

Игровая
Коммуникативная
Трудовая

Реализуется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов,
а также через интеграцию в других образовательных областях, в
совместной партнерской деятельности взрослого и детей, в
самостоятельной деятельности

Реализуется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а также через интеграцию в других образовательных
областях, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей
10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

13 занятий в неделю

14 занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Прогулка

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Игры

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Самостоятельная
деятельность

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Утренняя
гимнастика
Комплексы
закаливающих
процедур
Гигиенические
процедуры
Ситуативные
беседы в
режимных
моментах
Чтение
художественной
литературы
Дежурство

Самостоятельная деятельность детей

детей в центрах
развития

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Познавательное
развитие

Урал – мой край
родной
Дети и денежные
отношения
Юный эколог

Речевое развитие
Художественно –
эстетическое
развитие

Социально –
коммуникативное
развитие
Итог
обязательная
часть +
вариативная
часть)

Восприятие
произведений
УНТ
Народные
промыслы.
Ремесла,
музыкальный
фольклор народов
Урала
Формирование
культуры
безопасности

Реализуется в рамках ФЦКМ
-

-

-

-

-

-

-

-

Реализуется в рамках ФЦКМ

Реализуется
в рамках
ФЦКМ

Реализуется
в рамках
ФЦКМ

Реализуется
в рамках
ФЦКМ

Реализуется
в рамках
ФЦКМ

1

36

1

36

Реализуется в образовательной деятельности, через интеграцию, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей
Реализуется в образовательной деятельности, через интеграцию, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей

Реализуется в образовательной деятельности, через интеграцию, в совместной партнерской деятельности взрослого и детей, в
самостоятельной деятельности детей

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

14 занятий в неделю

15 занятий в неделю

Учебный план образовательной деятельности первой группы раннего возраста (1 - 2 года).
Обязательная часть.
Образовательная область
Вид деятельности
Количество в неделю/количество периодов
Социально – коммуникативное развитие Предметная деятельность, игры с составными и
8-10 мин (1)
динамическими игрушками. Общение со взрослыми и
сверстниками под руководством взрослого.
Познавательное развитие
Экспериментирование с материалами и веществами (песок,
16-20 мин (2)
вода, тесто и др.). Действия с дидактическим материалом.
Речевое развитие
Расширение ориентировки и развитие речи ( общение со
8-10 мин (1)
взрослыми, игры со сверстниками под руководством
взрослого)
Физическое развитие
Двигательные формы активности, развитие основных
8-10 мин (1)
видов движений.
Художественно – эстетическое развитие
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
8-10 мин (1)
рассматривание картинок
Итого: примерно 54 мин в неделю*
Часть, формируемая участниками образовательных отношений. (Реализуется в совместной партнерской деятельности взрослого и детей)
Образовательная область
Вид деятельности
Количество в неделю
Познавательное развитие
Экспериментирование с материалами и веществами (песок,
9 мин
вода, тесто и др.). Действия с дидактическим материалом.
Речевое развитие
Расширение ориентировки и развитие речи ( общение со
9 мин
взрослыми, игры со сверстниками под руководством
взрослого)
Физическое развитие
Двигательные формы активности, развитие основных
9 мин
видов движений.
Художественно – эстетическое развитие Восприятие
смысла
музыки,
сказок,
стихов,
9 мин
рассматривание картинок
Итого: примерно 36 мин в неделю*
*Недельная нагрузка по СанПин не более 1ч.30 мин. Игры-занятия проводятся с учетом индивидуальных потребностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».