Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Линия танца. Расцвет»
художественной направленности составлена на основе методического
пособия «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и
игры», - М.: Дрофа, 2003г, автор Г. А. Колодницкий.
Актуальность.
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я». Танец органично сочетает в себе различные виды
искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства,
фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир
людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец,
без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Синкретичность
танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,
одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног,
пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму
физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие 4 длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики,
элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность,
различный характер музыки, многообразие её жанров повышает
эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры,
выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорнодвигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются
координация движений и ориентация в пространстве. Проблема развития
творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать
развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные
движения, заложенные природой, т.к. музыкальноритмическое творчество
может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства
со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида
творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Музыкально-ритмическая
деятельность
привлекает
детей
своей
эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к
музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и
интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое
внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных
играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства. Система упражнений выстроена от
простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических
навыков и навыков выразительного движения при условии многократного
повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований
программы. Танец имеет огромное значение как средство воспитания
нравственного самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и
различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и
этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,
его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера, этнической самобытности,
выработанные в течение многих веков.
Новизна и отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода
при реализации учебно-воспитательных задач. Данная комплексность
основывается на следующих принципах:
развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности
(изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу
детских танцев);
формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения
танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и
умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе,
навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения
танца;
формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного
уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Адресована программа дошкольникам 3-7 лет (две возрастные группы
3-5 лет, 5-7 лет)
Возрастные особенности детей 3-5 лет.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую
радость. Однако возрастные особенности в пропорциях строения тела
(короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), особенности
протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности
2
сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще
недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство
равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений
невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Возрастные особенности детей 5-7 лет.
В возрасте 5-7 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его
инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве,
эмоционально осознанное восприятие.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра,
акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа
произведения.
Продолжительность программы – 2 учебных года.
В группах предусматривается наличие 10-15 человек.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия в танцевальном кружке «Линия танца» проводятся во вторую
половину дня, продолжительность и количество занятий для каждой
возрастной группы определяется следующим образом:
1 год обучения: 2 занятия в неделю по 1 академическому часу.
2 год обучения: 2 занятия в неделю по 1 академическому часу.
Срок освоения программы 2 года.
Объем освоения программы:
- Первая группа обучения (3-5 лет) - 72 часа
- Вторая группа обучения (5-7 лет) - 72 часа
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по
спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового
уровня знаний. Один и тот же учебный материал для различного возраста
обучающихся и на разных годах обучения может использоваться в различных
пропорциях.
Долгосрочность освоения программы определяется:
3
постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для
освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной
программы;
процессами психического развития ребенка;
большим объемом материала, многопредметностью;
групповым характером освоения программы и предъявления
образовательного результата.
Уровневость: стартовый уровень.
Форма занятий – групповая.
В процессе реализации программы дополнительного образования
используются следующие формы и виды организации занятий:
- Занятие-объяснение
- Занятие-путешествие
- Тестирование
- Занятие-игра
- Конкурсная программа
- Итоговые занятия
Формы подведения результатов: открытое занятие.
Цель и задачи программы.
Цель программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе
изучения основ хореографического искусства и развитие творческого
потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального
самоопределения воспитанников.
В результате изучения курса программы реализуются следующие
задачи:
Обучающие
- Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству
танца;
- Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и
навыков;
- Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья,
режим дня, личная гигиена).
Воспитательные
- Воспитание
внимания,
дисциплинированности,
воли,
самостоятельности;
- Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в
сотрудничестве;
- Формирование нравственных представлений.
4
Развивающие
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
-Развитие эмоционально-волевых качеств.
При проведении занятий учитывается:
- Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные
особенности;
- Самостоятельность ребенка;
- Особенности мышления. Познавательные интересы.
Целевые ориентиры (уровень развития детей)
3-4 года
1. Внимательно, заинтересованно слушает музыку.
2. Чувствует характер музыки.
3. Двигается ритмично.
4. Оканчивает движение с музыкой.
5. Бегает, прыгает легко.
6. Двигается галопом.
7. Легко пружинит ногами.
8. Красиво выполняет танцевальные движения.
9. Выразительно передает игровой образ.
10. Умеет выполнять движения: прямой галоп, пружинка, кружение по
одному и в парах.
11. Умеет двигаться в парах по кругу. Умение подыгрывать простейшие
мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
12.Эмоциональное исполнение музыкально-игровых упражнений (падают
листочки, падают снежинки).
13.Эмоционально-образное исполнение танцевальных композиций,
используя мимику и пантограмму (зайка весёлый и грустный, хитрая
лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица).
5-6 лет
1. Внимательно с любовью слушает музыку.
2. Различает музыку по характеру.
3.Дослушивает прозведение до конца, не отвлекается и не отвлекает других.
4.Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые мелодии, высказывает свои
впечатления.
5.Замечает динамику музыкального произведения, его выразительные
средства.
6. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
7. Отмечает в движении сильную долю.
8. Выполняет ритмический рисунок в хлопках.
5
9. Выразительно и правильно танцует.
10. Не подражает другим в пляске.
11. Выразительно выполняет роли в драматизации.
6-7 лет
1. Внимательно с любовью слушает музыку.
2. Различает музыку по характеру.
3.Дослушивает произведение до конца, не отвлекается и не отвлекает других.
4.Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые мелодии, высказывает свои
впечатления.
5.Замечает динамику музыкального произведения, его выразительные
средства.
6. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
7. Отмечает в движении сильную долю.
8. Выполняет ритмический рисунок в хлопках.
9. Выразительно и правильно танцует.
10. Не подражает другим в пляске.
11. Выразительно выполняет роли в драматизации.
Планируемые результаты:
К концу обучения по данной Программе обучающиеся должны
знать:
- Основы хореографической грамотности;
- Правила самостоятельной и коллективной работы;
- Стилевые особенности хореографии изучаемых танцев.
Уметь:
- Грамотно работать с музыкальным материалом;
- Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной
жизнедеятельности.
- Выполнять элементы танца и танцевальные номера с помощью и
без помощи педагога.
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных
позиций,
ценностных
ориентиров,
межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной
деятельности.
Метапредметные – результатом изучения данной программы является
освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
Предметные – формирование навыков работы в области хореографии,
применения приемов и методов работы по Программе, воспитание основ
культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
6
Содержание программы
Первый год обучения.
Учебно-тематический план
№
1.
Вводное занятие
1
-
1
Форма
контро
ля
Беседа
2.
Ее Величество Музыка
2
10
12
Наблюдение
3.
-
14
14
Наблюдение
4.
Играя, танцуем
(ритмопластика)
Игровой стретчинг
2
10
12
Наблюдение
5.
Азбука танца
3
8
11
Наблюдение
6.
Рисунок танца
2
8
10
Наблюдение
7.
Танцевальное ассорти
Тема
Теория
Практика
Всего
п\п
Наблюдение
(репетиционно-
10
10
постановочнаяработа)
8.
Итоговые занятия
-
2
2
ИТОГО:
10
62
72
Открытое
занятие
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения.
1. Вводное занятие.
Знакомство с залом, инструктаж по технике безопасности, рассказ о правилах
поведения на занятиях, начальная диагностика на элементарных заданиях.
2. «Ее Величество Музыка!»
Теория:Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями.
Задачи:
Воспитывать у детей умение слушать музыку.
Учить воспринимать и оценивать музыку.
Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
7
Характер музыкального произведения. Узнавание знакомых плясовых,
маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного
характера и выражение этого в эмоциях, движениях: «Зайка», «Птички»,
«Мишенька-медведь», «Барабан», «Лошадки».
Практика: Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую
и грустную: «Веселый и грустный зайка», «Чебурашка».
Создание
заданного образа: воробей весело перелетает с ветки на
ветку, раненый воробей, котик заболел, котик играет, игры «Жуки и бабочки»,
«Большая птица и маленькие птички». Темпы музыкальных произведений
(быстрый, медленный). Слушая музыку, определить ее темп (в движении).
Творческое задание: изобразить зайку, мышку, лисичку, медведя. Исполнить
движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Динамические оттенки (громко, тихо). Слушая музыку, определить
динамические оттенки (в движении). Творческое задание: изобразить
хлопками (или пальчиками) дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит
(тихо). Игра «Тихо и громко».
Ритмический рисунок. Воспроизведение хлопками и притопыванием
простого ритмического рисунка (быстро и медленно). Комбинация с
хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
Строение музыкального
произведения
(вступление,
часть). Учить
детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального
произведения. Игра «Побегаем, походим». На примере изучаемых
танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после
вступления.
3. «Играя, танцуем»
Теория:Комплекс упражнений игровой ритмики. Задачи:
Развивать внимание.
Развивать координацию движений.
Развивать зрительную и слуховую память.
Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Содержание:
Комплексы игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных
чудес», «Веселые путешественники», «Лошадка», «Чебурашка», «Плюшевый
медвежонок».
Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
Практика: Движения ног («Топотушки», «Переходим через лужу»).
4. «Игровой стретчинг».
Задачи:
Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
Улучшать эластичность мышц и связок.
Развивать ловкость, силу, апломб
(устойчивость),
вестибулярный аппарат.
Содержание:
Теория: Рассказ о технике выполнения упражнений.
8
Практика: Выполняем упражнения на укрепление мышц спины и брюшного
пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка». Упражнения на укрепление
мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Рубим дрова»,
«Горка», «Черепаха», «Веточка», «Гребцы». Упражнения на укрепление
позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская
звезда», «Месяц», «Маятник», «Лисичка», «Часики». Упражнения на
укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок»,
«Зайчик», «Велосипед». Упражнения на укрепление и развитие стоп:
«Лошадка», «Утюжок». Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса:
«Пчелка», «Мельница», «Ветер, ветерок». Упражнения на упражнения для
тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
Композиция «Маленький цыпленок»
5. «Азбука танца».
Задачи:
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов,
танцев.
Содержание:
Теория: Танцевальные положения рук: на поясе, за юбочку, за спиной, на
поясе в кулачках. Танцевальные движения: поочередное
выставление
ноги на
пятку, поочередное
выставление
ноги
на
носок, пружинки, притопывание одной ногой, притопывание двумя
ногами.
Практика: Ходьба: бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, ходьба на
четвереньках. Бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ
(«бабочки», «птички», «ручейки»). Прыжки: на двух ногах вместе, с
продвижением вперед, прямой галоп («лошадки скачут»). Постановка
корпуса. Позиции ног: I-я, VI-я. Подготовка к изучению позиций рук (этюд
«Воздушный шар»).
6. «Рисунок танца»
Теория.Задачи:
Научить детей ориентироваться в пространстве.
Научить детей соблюдать интервалы.
Самостоятельно находить свободное место в зале.
Перестраиваться в круг.
Становиться в пары.
Практика. Содержание: Рисунок танца «Круг»: движения по линии танца (игра
«Часы»); движение в круг, из круга (игра «Надувала кошка шар»). Игра
«Дружно парами гуляем». Свободное размещение в зале (игра «Горошины»).
Игра «Клубочек». Игра «Паровозик».
7. «Танцевальное ассорти».
Теория. Репетиционно-постановочная работа. Задачи:
Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
9
Развивать память, актерское мастерство.
Готовить к концертной деятельности.
Практика.Этюды: «Ручеек и цветочки», «Пчелки и цветочки», «Снежинкипушинки». Танцы: «На птичьем дворе», «Детская полечка», «Приглашение».
8. Итоговые занятия.
Открытые занятия-концерты
для родителей и
администрации.
Промежуточная и итоговая аттестация.
Второй год обучения.
Учебно-тематический план.
№
п\п
Тема
Теор
ия
Всего
1
Пра
кти
ка
-
1.
Вводное занятие
2.
Волшебное
знакомство с танцем
Ее
Величество
Музыка
Игровой стретчинг
2
-
2
Наблюдение
1
5
6
Наблюдение
2
8
10
Наблюдение
2
7
9
Наблюдение
2
7
9
Наблюдение
7.
Партерный экзерсис
(классический)
Играя,
танцуем
(ритмопластика)
Рисунок танца
1
6
7
Наблюдение
8.
Народный танец
1
6
7
Наблюдение
9.
Бальный танец
1
6
7
Наблюдение
10.
Танцевальное
ассорти
(репетиционнопостановочная
работа)
12
12
Наблюдение
3.
4.
5.
6.
11.
1
Форма
контроля
Беседа
Наблюдение
Итоговые занятия
-
2
2
ИТОГО:
13
59
72
Открытое
занятие
10
Содержание учебного плана
Второй год обучения.
1. Вводное занятие Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях,
правила проведения занятия (поклон). Познакомить с требованиями к
внешнему виду. Разговор о технике безопасности на занятиях. Провести
начальную диагностику на элементарных движениях.
2. «Волшебное знакомство с танцем».
Теория.Задачи:
Познакомить
детей с
различными
видами
танцев:
народными, классическими, современными, бальными.
Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их
характерными особенностями.
Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
Беседа о любимых танцах.
3. «Ее Величество Музыка».
Теория.Задачи:
Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
Расширить представления о танцевальной музыке.
Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к
музыкальным образам.
Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Содержание:
Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика,
ритмический рисунок, регистр, строение). Такт, размер 2/4, 4/4. Умение
выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением,
предметом). Практика. Творческая задача: поочередное вступление
(каноном) на 2/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на
каждый следующий такт; выделять сильную долю, слышать слабую
долю; игра:
«Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»; прохлопывать заданный
ритмический рисунок. Музыкальный жанр: полька, марш, вальс (устно
определить жанр; игра: «Марш – полька – вальс. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее.
4. «Игровой стрейчинг»
Теория.Задачи:
Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
Развивать природные данные детей.
Укреплять физическое и психическое здоровье.
Расширять музыкальный кругозор.
Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном
искусстве.
Практика.Содержание:
11
Упражнения на полу: постановка корпуса; работа на стопы; растяжка;
работа над укреплением брюшного пресса, мышц шеи. Работа над ритмом
и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки). Упражнения на
укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба
назад: «Свечка», «Лодка», «Кошка», «Рыбка». Упражнения на укрепление
мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Улитка»,
«Ванька- встанька», «Коробочка». Упражнения на укрепление
позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны:
«Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики». Упражнения на
укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег»,
«Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
Упражнения
на
укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок»;
тянем носочки вперед в положении сидя, поочередно сгибаем и
выпрямляем ноги, упражнение «Утюжок». Упражнения на укрепление
мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы».
Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Журавель».
Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа. Игровая композиция
«Просто так».
5. «Партерный экзерсис».
Элементы классического танца.
Теория.Задачи:
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов. Содержание:
Практика.Экзерсис на середине: постановка корпуса (ноги в свободном
положении); понятия рабочая нога и опорная нога; позиции ног (I-я, II-я,
III-я, vІ при относительной выворотности ног); постановка корпуса в I –
II – III позиции; releve на полупальцы; demi - plie в I – II – III-VI позиции;
чередование releve и demi – plie; grand-plie в I – II – III-VI позиции;
battement tendu во всех направлениях (I-я позиция); cote (легкие прыжки);
позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я; перевод рук из позиции в
позицию (рort de bras – I форма).
6. «Играя, танцуем».
Комплексы ритмопластики.
Теория.Задачи:
Развивать внимание, память, координацию движений.
Подготовить
организм ребенка
к
выполнению
более
сложных элементов.
Двигаться в соответствии с характером музыки.
Учить
через движения передавать эмоциональный настрой
произведения.
Практика. Содержание:
12
«Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов»,
«Кошки- мышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода»,
«Буратино». Танцевальные этюды на современном материале.
7. «Рисунок танца».
Теория.Задачи:
Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Практика. Содержание:
Движение по линии танца. Рисунок танца «Круг»: замкнутый круг;
раскрытый круг (полукруг); круг в круге; сплетенный круг (корзиночка);
лицом в круг, лицом из круга; круг парами, круг противоходом. Научить
перестраиваться из одного вида в другой. Рисунок танца «Колонна»,
«Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний
план); перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав
ведущих). Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ;
перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
указав ведущих). Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток».
Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в
«змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
8. «Народный танец».
Теория. Задачи:
Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями,
формами.
Рассказать об
отличительных особенностях
характера, манер
исполнения.
Научить основам русского танца.
Содержание:
Введение в предмет «Русский танец». Постановка корпуса. Изучение
основ русского народного танца.
Практика: развитие подвижности стоп на основе элементов«елочка»,
«гармошка», ковырялочка; работа рук в русском танце; навыки работы с
платочком; русский поклон; подскоки; тройные прыжочки; бег с
вытянутыми носочками; боковой галоп; шаг с вытянутыми носочками
(хороводный);
хлопки;
движение с выставлением ноги на
носок; «ковырялочка» вперед и в сторону; пружинка с поворотом;
приставные шаги в сторону. Ходы: простой, на полупальцах, боковой,
приставной, боковой ход «припадание» по VI позиции, беговой шаг с
отбрасыванием согнутых ног назад. Подготовка к «дробям»: притопы,
удары полупальцами, удары каблуком. Хлопки и хлопушки для
мальчиков: одинарные по бедру и голенищу; каблучные упражнения –
вынесение рабочей ноги на каблук во все направления; присядка с
выставлением ноги на пятку.
13
9. «Бальный танец».
Теория. Задачи:
Познакомить детей с историей бального танца.
Научить основам танца «Полька».
Разучить основные элементы танца «Вальс».
Содержание:
Введение в предмет. Изучение основ танца «Полька»: подскоки, галоп;
комбинирование изученных элементов; положения в паре; «лодочка»;
руки «крест- накрест»; мальчик держит девочку за талию, девочка кладет
руки мальчику на плечи. Изучение основ танца «Вальс»: основные
элементы; «качели»; «вальсовая дорожка»; «перемена»; вalance
(покачивание в разные стороны); работа в паре: положение рук в паре,
вращение «звездочка»;
Практика: простые танцевальные комбинации.
10. «Танцевальное ассорти».
Репетиционно-постановочная работа. Задачи:
Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
Подготовить к показательным выступлениям.
Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
Хороводные танцы:
«Россия-матушка»,
«Красный
сарафан». Сюжетные танцы:
«Ходики», «Аквариум», «Лягушки
и цапля». Детские
танцы «Барбарики», Танец
гномиков,
«Раз, ладошка», «Зажигай!»,
«Танец
с лентами», «Вальс
знакомств», «Весенняя фантазия». Танцы народов других стран:
«Украинскаяполечка» «Сиртаки», «Русские узоры»,
«Казачата»,
«Веселый рок-н-рол». Образные танцы
«Пингвины»,
«Снеговики», «Бабочки», «Стирка», «Моряки»
11. Итоговые занятия.
Открытые занятия-концерты. Промежуточная и итоговая аттестация.
14
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Продолжительность
учебной недели
Нерабочие дни
Начало учебного года
Выходные и
праздничные дни
5 дней (с понедельника по пятницу)
суббота, воскресенье и праздничные дни
02.09.2024
03.11.2024 – 04.11.2024; 29.12.2024 – 08.01.2025
01.05.2025; 02.05.2025; 08.05.2025; 09.05.2025
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года, в том числе:
Количество часов
1 полугодие
2 полугодие
31.05.2025
36 недель
72 часа в год, общее 144 часа
17 недель
19 недель
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в музыкальном зале, соответствующем требованиям
ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Музыкальный зал
должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться.
Для реализации образовательной программы необходимо:
музыкальная аппаратура ( музыкальный центр, колонка,
флешнакопитель)
компьютер;
проектор;
экран;
маракасы
бубны
сменная обувь (чешки);
форма одежды (футболка и шорты/брюки –мальчики. Платье/юбкадевочки)
костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы).
Кадровое обеспечение.
Занятия может вести педагог со специальным хореографическим
образованием, педагог музыки дошкольного образования.
Информационное обеспечение.
- видеоподборка танцевальных номеров по разным направлениям.
- видеотека спортивных, сюжетных и игровых танцев, праздников,
концертов.
- https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/razvivaemsya-tancuya
«Развиваемся танцуя»
15
- https://e-koncept.ru/2016/76526.htm «Характерные танцы для детей»
- DVD диски (с аудио и видео материалами);
- DVD диски с обучающими материалами.
Методическое обеспечение.
Программа составлена на основе методического пособия «Физическая
культура. Ритмические упражнения, хореография и игры», - М.: Дрофа, 2003г,
автор Г. А. Колодницкий.
Методические пособия:
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд.,
испр. и доп.- СПб: ЛОИРО, 2000
2. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и
Д»., 2002.
3. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 2.Учебно-методическое
пособие. - M.: Владос, 2001.
4. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей (выпуск 5) – СПб.:
«Музыкальнаяпалитра», 2007.
4. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей (выпуск 6). -СПб.:
"Музыкальная палитра", 2012.
В процессе работы используются информационно-методические
материалы и дидактические материалы и пособия:
- сценарии мероприятий, а также игровых занятий, разработанных для
досуга обучающихся;
- наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и
изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног,
корпуса);
- иллюстративный материал по темам программы (карточки,
плакаты)
- диагностические карты-методики для определения уровня
творческих способностей детей;
- видеоподборка танцевальных номеров по разным направлениям.
- видеотека спортивных, сюжетных и игровых танцев, праздников,
концертов.
Музыкальный материал: нотный материал для занятий дошкольных групп;
- аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий.
16
Формы аттестации и контроля (диагностические материалы)
В ходе реализации Программы используются различные виды и формы
контроля.
Виды и формы контроля:
- Входной контроль- начальная диагностика (приложение 1)
- собеседование, просмотр выполнения упражнений;
- Текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», конкурсные
программы, контрольные задания;
- Итоговый контроль- итоговая аттестация (приложение 1)
-участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, защита
творческих проектов.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Участие в конкурсах.
- Участие в концертах.
Нормативные документы.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
З. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 24.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
1.
17
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
12. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020
№ 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ»
13. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
18
17. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
18. Устав МБДОУ-детского сада № 26.
Список учебной и методической литературы.
1. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный
театр. Программы, разработки занятий, рекомендации», 2020
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000
3. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001
4. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004
5. Детский фитнес. М., 2006
6. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический
танец» - М, 1976
7. Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994
8. Колодницкий Г. А. «Физическая культура. Ритмические упражнения,
хореография и игры», - М.: Дрофа, 2003г, автор
9. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981
10.Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988
11.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999
12.Пособие по ритмике для дошкольного образования. М., 2005
13.Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск
шестой. М., 1981
19
Приложение № 1.
Описание диагностики хореографических способностей.
Мониторинг выполняется на основе показателей качества освоения
ребёнком музыкально ритмической деятельности по Э.П. Костиной. Основная
задача этой диагностики – выявить индивидуальные особенности развития
каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут
образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской
личности.
Обследование детей проводится на занятиях по хореографии. Во время
занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкальноритмических упражнений, манера и характер исполнения движений,
эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется
уровень способности каждого ребенка.
Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития
воспитанника, посредством наблюдения.
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной)
форме:
Не сформированный уровень развития(нф)...... 3 - 2.4 (баллов)
Ребёнок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, не
проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к
самостоятельности.
Уровень развития находится в стадии формирования(нстф)........... 2.3
- 1.7 (баллов)
Эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкально-ритмической
деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые
затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога,
дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Сформированный уровень развития (сф).......... 1.6 - 1 (баллов)
Творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое
осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи
взрослого;
Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкально-ритмической
деятельности).
По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы
индивидуальные занятия по хореографии.
Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты
оценивались
по показателям качества освоения ребенком музыкальноритмической деятельности:
1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
20
2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических
движений
3. Наличие
творчества
в
исполнении
фиксированных движений игр и плясок.
выразительности
21
Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности
(по Э.П.Костиной)
Конец года
Начало года
Начало года
Конец года
Начало года
III. Наличие творчества в исполнении
выразительности фик. движений игр и
плясок.
Творческая
Творческая
импровизация
импровизация в
передачи
свободной пляске.
игрового образа.
Начало года
Самостоятель
ность
исполнения
упражнений,
танцев и др.
Конец года
Наличие
развитого
чувства
ансамбля.
Конец года
Выразительно
сть
исполнения
музыкальноритмического
репертуара:
передача
характера,
сюжета игры,
композиции
танца.
Конец года
Начало года
II. Интерес и потребность к исполнению
музыкально-ритмических движений.
Начало года
Начало года
Конец года
Восприятие
ориентировки
в
пространстве.
Конец года
Восприятие
азбуки
основных
видов
движений
музыкальноритмической
деятельности:
основных,
сюжетнообразных и
танцевальных.
Конец года
Целостное
восприятие
деятельности
: восприятие
выразительн
ости,
игрового
содержания,
понимание
сюжета игры
или
композиции
танца.
Начало года
Ф. И. ребёнка
№
I. Интерес и потребность к восприятию музыки
и движений.
Уровневая градация музыкально-ритмического развития детей по
средним баллам
1) * Проявляет активный интерес к музыкально-ритмическим движениям - 1
балл;
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической
деятельности – 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности – 3
балла;
2) * Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических
движений в полной мере – 1 балл;
* Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических
движений в достаточной мере, выполняя их с активной помощью педагога - 2
балла;
* Затрудняется в выполнении программных шагов и музыкальноритмических движений даже с помощью педагога – 3 балла;
3) * Умеет выполнять движения под музыку с предметами (куклами,
лентами…) – 1 балл;
* Умеет выполнять движения под музыку с предметами только с активной
помощью педагога - 2 балла;
* Затрудняется в выполнении движения под музыку с предметами даже с
активной помощью педагога -3 балла;
4) * Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ,
инсценировать по тексту песни, – 1 балл;
* Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ,
инсценировать по тексту песни, только вместе с показом педагога - 2 балла;
* Затрудняется в исполнении образных игровых движений даже по показу
педагога - 3 балла.
Двигательные качества и умения (общеразвивающие упражнения,
имитационные движения, плясовые движения).
Начало года:
5 баллов - способен передавать в пластике музыкальный образ, используя
максимальное количество знакомых танцевальных движений; легко
ориентируется в пространстве
4 – 2 балла - при оказании небольшой словесной помощи может передавать
сюжеты игры или композиции танца; ориентируется в пространстве.
0 – 1 балла - не проявляет интереса к освоению нового и исполнению
знакомого репертуара; ориентируется в пространстве не всегда правильно.
Конец года:
5 баллов – освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных
видов движений;
4 – 2 балла – различает основные движения, правильно понимает развитие
игрового образа; затрудняется давать оценку своим товарищам;
0 – 1 балл - знает один - три танца или игры, освоенные, как правило, в
последнее время; не способен выразительно передавать характер в
движениях.
Чувство ансамбля (нравственно-коммуникативные качества).
Начало года:
5 баллов - выполняет слаженно движения в паре, подгруппе, хороводе,
общем танце; самостоятельно высказывается о приоритетах в выборе
движений.
4 – 2 балла - выполняет движения в паре, хороводе, общем танце; при
наводящих вопросах взрослого, может высказать свое отношение к танцу
или игре.
0 – 1 балл – у ребенка не развито чувство ансамбля; его движения не
отличаются слаженностью; не может самостоятельно высказать свое
отношение к танцу, игре.
Конец года:
5 баллов - умеет оценивать собственное выступление и движения других
детей; является инициатором организации хороводов, танцев в свободной
деятельности; охотно рассуждает об исполняемых танцах; выражает свои
впечатления в эмоциональной речи.
4 – 2 балла – стремиться освоить качественно все движения в паре, но
вместе с тем, никогда не встает в первую пару; может высказываться об
исполненном репертуаре, но довольно неуверенно моделирует содержание
игры, танца, упражнения.
0 – 1 балл – не умеет оценивать качество своих движений, лучше оценивает
качество движений других детей; не желает выражать свое отношение к
исполненному репертуару.
Танцевальное творчество (развитие фантазии, воображения,
импровизации).
Начало года:
5 баллов – способен творчески выразительно исполнять фиксированные
движения знакомых игр, плясок, упражнений, этюдов;
4 – 2 балла – при оказании словесной помощи способен передавать игровой
образ в развитии, выполняя наиболее характерные движения, отражающие
характер персонажа; творчески выразительно исполняет наиболее яркие
танцевальные движения;
0 – 1 балл – как правило, не способен творчески выразительно исполнить
фиксированные движения; чаще всего неактивен в пляске, движения его
однотипные.
Конец года:
5 баллов – творческая самореализация наблюдается в выразительности
движений танца, действий игрового персонажа; ребенок любит
импровизировать в свободных плясках, проявляет чувство партнера;
4 – 2 балла - не в полной мере проявляет творчество в выразительности
движений игр, танцев. Упражнений; более раскрепощен в танцевальных
импровизациях;
24
0 – 1 балл – недостаточно проявляет творчество в передаче выразительности
движений танцев, упражнений, игр; робко участвует в инсценировках песен;
в свободных плясках участвует, однако затрудняется проявлять активность.
25