Пояснительная записка.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как
именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего
развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимо создать
условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного
решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в
течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать
субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои
силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит
ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в
условиях школьного обучения.
Направленность (профиль) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Познавайка» - естественно-научная.
Актуальность и целесообразность.
В современных условиях дети очень много времени проводят, играя в игры на
электронных цифровых устройствах. Зачастую гаджет предлагает достаточно простой
алгоритм действий, ребенок зачастую не думая просто нажимает кнопки устройства, не
анализируя происходящее на экране, а механически выполняя команды.
Многочисленные наблюдения и исследования педагогов и психологов убедительно
показали, что современные дети не овладевают способностью анализировать и
принимать решения, а ребенку, не научившемуся учиться, не овладевшему приемами
мыслительной деятельности в дошкольном возрасте тяжело осваивать школьную
программу. Для решения этой задачи необходимо обеспечить полноценное умственное
развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов,
умений и навыков мыслительной деятельности.
Дошкольник должен иметь не только определенный запас знаний, но и уметь
использовать эти знания в определенной жизненной ситуации.
Отличительные особенности
Программа призвана научить детей старшего дошкольного возраста сравнивать,
опираясь на анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, классифицировать,
делать выводы и умозаключения, высказывать суждения. В процессе познания
участвуют все психические процессы ребенка.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии
личности ребенка, в ее познавательной сферы.
Адресат
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Наполняемость группы –до 15 чел.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и
поведения, совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно
торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив
психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают
чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в
целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена
недостаточно и требует внимания взрослых. Ребенок не только выделяет существенные
признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные
связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют
достаточным объемом временных и пространственных представлений и понятий.
Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную
информацию. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти,
возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала,
более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных
психических процессов.
Программа «Познавайка» состоит из следующих курсов: «Речевое развитие»,
«Математика и логика».
Режим занятий, объем, срок освоения программы.
Занятия организуются на базе детского сада и имеют следующую временную структуру:
«Математика и логика» - 1 занятие в неделю, 30 часов
«Речевое развитие» - 1 занятие в неделю, 30 часов
Продолжительность занятий 25 минут.
Срок освоения программы – 1 год.
Уровень освоения: стартовый.
Формы обучения: групповая
Виды занятий:
дидактическая игра,
продуктивная деятельность,
творческая деятельность,
беседа.
Формы подведения результатов: мониторинг в начале курса и в конце, открытое
занятие.
Цель программы:
Формирование мотивационной и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в
школе
Обучающие задачи программы:
Речевое развитие
Сформировать и развивать первоначальные лингвистические представления.
Научить различать на слух и в произношении все звуки, развивать фонематический
слух.
Обогатить речь детей за счет расширения и уточнения представлений детей об
окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед, составления
рассказов по картинкам, сочинений загадок; за счет обогащения активного словаря
средствами образной речи.
Научить правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов,
читать.
Математика и логика
Познакомить детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер, толщина,
длина, высота);
Сформировать представлений о точке, отрезке, прямой, луче, углу;
Познакомить с геометрическими фигурами, составление фигур из частей и деление
фигур на части;
Познакомить с количественными величинами предметов (длина, вес, объем),
способами измерения величин с помощью условных мер;
Привить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
Воспитательные задачи:
воспитание культуры личности;
воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности,
воспитание самодисциплины;
выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
Развивающие задачи:
Развивать виды речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно
пользоваться языком в различных ситуациях общения.
Развивать интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
Развивать образную речь, метафорическое мышление
Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, синтез, классификация,
обобщение, абстрагирование;
Развивать познавательные процессы восприятия: памяти, внимания, воображения;
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов.
Содержание программы.
Основные положения программы:
подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ дошкольного образования;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей
ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
вариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие
творческой деятельности;
развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья;
формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность;
достоверность;
комплексность;
взаимосвязь с окружающим миром;
разнообразие игровых и творческих заданий.
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи».
мес
яц
Название
раздела,
темы
НОЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
Знакомство
.Диагности
ка.
Слова.
Словапризнаки,
гласные
звуки
ДЕКАБРЬ
Гласные
звуки О,У,
ЯНВАРЬ
Гласные
звуки ы, Э
№
заня
тия
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Количество часов
Всего
Тео
рия
1. Знакомство. Диагностика. Для
чего мы говорим. Фраза. Слово.
2. Фраза. Слово. Слоги.
1
0,5
Пра
кти
ка
0,5
1
0,5
0,5
3. Слова-предметы.
Сказкотерапия («Жадный
великан»).
4. Слова-действия. Сказкотерапия
(«Каприза»).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
5. Слова-признаки. Сказкотерапия
(«Зайка-зазнайка»).
6. Какие бывают звуки. (гласные и
согласные; мягкие и твердые).
7. Звук А. (место звука в слове).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
8. Звук и буква А. (графическое
изображение
звука).Рифмованные загадки.
9. Звук О. (место звука в слове).
Речевое творчество
(синонимические ряды)
10. Звук и буква О. (графическое
изображение звука).
Рифмованные отгадки.
11. Звук У. (место звука в слове).
Речевое творчество (добавление
слов).
12. Звук и буква У. (графическое
изображение звука).
Рифмованные отгадки.
13. Звук Ы. (место звука в слове).
Речевое творчество
(придаточные предложения).
14. Звук и буква Ы. (графическое
изображение звука. Заучивание
стихотворения (загадки)
методом мнемотехники.
15. Звук Э. (место звука в слове).
Речевое творчество
(придаточные предложения).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Форма
аттестации
/контроля
Мониторинг
Анализ работ
по
карточке(прило
жение 1)
Беседа
Беседа
Анализ работ
по
ФЕВРАЛЬ
карточке(прило
жение 1)
Звук и
буква Э.
Звонкие
глухире
согласные
МАРТ
Звонкие
звуки
МА
Й
АПРЕЛЬ
Звуки Н,Р
Мониторин
г
16. Звук и буква Э. (графическое
изображение звука)
Сказкотерапия («»)
17. Гласные звуки А, О, У, Ы, Э.
Заучивание стихотворения
(загадки) методом
мнемотехники.
18. Описательные загадки.
(загадывание и придумывание).
Сказкотерапия – небылицы.
19. Звонкие и глухие согласные.
Речевое творчество (сравнение).
20. Звук и буква Л. (место звука в
слове, мягкий и твердый звук,
графическое изображение
звука, звуковые схемы слогов).
21. Звук и буква Л. (место звука в
слове, звуковые схемы слогов).
Речевое творчество
(объединение).
22. Звук и буква М. (место звука в
слове, графическое
изображение звука, звуковые
схемы слогов).
23. Звук и буква М. (место звука в
слове, звуковые схемы слогов).
Логический поезд.
(установление (придумывание)
связи между предметами).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
24. Звук и буква Н. (место звука в
слове, графическое
изображение звука, звуковые
схемы слогов).
25. Звук и буква Н. (место звука в
слове, звуковые схемы слогов).
Речевое творчество:
Чем похожи – не похожи
почему. (сравнение и
установление причинности)
26. Звук и буква Р. (место звука в
слове, графическое
изображение звука, звуковые
схемы слогов).
27. Звук и буква Р. (место звука в
слове, звуковые схемы слогов).
Сочинение описательной
загадки.
28. Игры деда Буквоеда.
Сказкотерапия. (обобщение и
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Беседа
Анализ работ
по
карточке(прило
жение 1)
Беседа
закрепление знаний, речевое
творчество).
29. Игры деда Буквоеда.
Сказкотерапия. (обобщение и
закрепление знаний, речевое
творчество).
30. Подведение итогов за год.
Открытое занятие
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Открытое
занятие
Содержание курса «Развитие речи».
1.Знакомство. Диагностика. Для чего мы говорим. Фраза. Слово.
Теория: Количество слов во фразе (предложении).
Практика:
Составление
фраз
(предложений)
из
заданных
слов.
Повествовательные, восклицательные, вопросительные. Интонационное ударение
2.Фраза. Слово. Слоги.
Теория: Количество слов во фразе (предложении). Слоги
Практика: Составление фраз (предложений) из заданных слов. Способы деления
слова на слоги. Упражнения.
3.Слова-предметы. Сказкотерапия («Жадный великан»).
Теория: на какой вопрос отвечают слова-предметы
Практика: придумать слова-предметы. Чтение сказки.
4.Слова-действия. Сказкотерапия («Каприза»).
Теория: На какой вопрос отвечают слова-действия.
Практика: придумать такие слова. Чтение сказки.
5. Слова-признаки. Сказкотерапия («Зайка-зазнайка»).
Теория: На какой вопрос отвечают слова-признаки
Практика: Придумать такие слова. Чтение сказки.
6. Какие бывают звуки. (гласные и согласные; мягкие и твердые).
Теория: Что такое «Звуки речи»
Практика: определить место звука в слове
7-16. Звуки
Теория: гласные звуки
Практика: Определение места звуков в слове, ответить на вопрос: Сколько звуков в
слове. Графическое изображение звуков.
17. Гласные звуки А, О, У, Ы, Э.
Повторение пройденного
18. Заучивание стихотворения (загадки) методом мнемотехники.
Описательные загадки.
Практика: загадывание и придумывание. Сказкотерапия – небылицы.
19. Звонкие и глухие согласные.
Теория: согласные звуки, какие они бывают. Как определить звонкость-глухость.
Практика: Речевое творчество (сравнение).
20-27. Согласные звуки.
Теория: Место звука в слове
Практика: Графическое изображение звуков, составление звуковых схем.
28.Игры деда Буквоеда. Сказкотерапия. (обобщение и закрепление знаний, речевое
творчество).
29.Игры деда Буквоеда. Сказкотерапия. (обобщение и закрепление знаний, речевое
творчество).
30. Подведение итогов за год. Открытое занятие
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному
вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным
характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и
качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются
чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения
подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового
отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной
предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения
школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма
выделяются:
зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух,
сенсомоторные координации,
точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Планируемые результаты курса «Развитие речи».
Предметные
1. Сформированность у ребёнка творческой и логической речи:
умение использовать в речи средства выразительности;
умение комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
2. Наличие у ребёнка представления о структуре фразы и звуковой стороне речи:
имеет представление о слове, слоге, звуке как о структурных компонентах речи;
имеет представление о качественной характеристике звуков (гласный-согласный,
твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
Метапредметные
умение выражать в словесной форме пространственные и временные отношения;
умение выражать в словесной форме причинно-следственные связи;
Личностные
умение ориентироваться в содержании общения;
Содержание курса «Математика и логика».
.
Тематическое планирование занятий по математике и логике.
месяц
№
п\п
1
ОКТЯБРЬ
2
3
4
НОЯБРЬ
5
6
7
Тема
Монит
оринг.
Свойст
ва
предме
тов
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Свойства предметов (цвет,
форма). Выявление и
абстрагирование свойств
(логические блоки Дьенеша).
Ориентация по клеткам (работа в
тетради).
Сравнение групп по количеству.
Равенство – неравенство. Больше
– меньше.
Ориентация по клеткам (работа в
тетради).
Пространственные отношения
(на, над, под).
Свойства предметов (толщина,
высота, длина).
Пространственные отношения
(справа, слева).
Числа Анализ, классификация по трем
1, 2.
признакам. (логические блоки
Цифры Дьенеша).
Число и цифра 1.
Множество и подмножество по
одному свойству (логические
блоки Дьенеша).
Ориентация по клеткам (работа в
тетради).
Количество часов
Всего Теория Практика
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Формы
контрол
я
Беседа
Пространственные отношения
(снаружи, внутри).
Число и цифра 2.
Кодирование и декодирование
информации (логические блоки
Дьенеша).
8
9
ДЕКАБРЬ
10
11
Ориен
тация
по
клкетк
ам.
Цифра
3.
12
13
Савойс
тва
предме
тов.
ЯНВАРЬ
14
15
ФЕВРАЛЬ
16
17
18
Цифра
4.
Сложе
ние
1
0,5
0,5
Ориентация по клеткам (работа в
тетради).
Представление о точке, линии.
Абстрагирование свойств
предметов (логические блоки
Дьенеша).
Ориентация по клеткам (работа в
тетради).
Представление об отрезке и луче.
Число и цифра 3.
Разделение множества по двум
признакам (логические блоки
Дьенеша).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Ориентация по клеткам
(графический диктант).
Представление о замкнутой и
незамкнутой линиях.
Ориентация по клеткам
(графический диктант).
Представление о ломаной линии
и многоугольнике.
Алгоритм изменения свойств
предметов (логические блоки
Дьенеша).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Число и цифра 4.
1
0,5
0,5
Представление о действии
сложения.
Логические задачи: анализ,
синтез (логические блоки
Дьенеша).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Задание с
блоками
Деньеша.
Практиче
ское
занятие в
тетради
Работа в
тетради(г
рафическ
ий
диктант)
Практиче
ское
занятие
«Свойств
а
предмето
в»с
блоками
Деньеша.
19
20
МАРТ
21
Углы.
Цифра
5.
22
23
24
Вычит
ание.
Цифра
5
АПРЕЛЬ
25
26
27
28
МАЙ
29
30
Монит
оринг
Ориентация по клеткам
(графический диктант).
Представление о числовом
отрезке.
Представление об углах и видах
углов.
Геометрические фигуры сходство и различия.
(«Танграм»).
Число и цифра 5.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Составление алгоритма
простейших действий
(логические блоки Дьенеша).
1
0,5
0,5
Представление о действии
вычитания. Составление задач.
Ориентация по клеткам
(графический диктант).
Логические таблицы. (логические
блоки Дьенеша).
Сложение и вычитание в
пределах 5. Составление задач.
Логические цепочки.
(геометрические фигуры).
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Логические задачи. (логические
блоки Дьенеша).
Временные отношения (раньше,
позже)
Ориентация по клеткам
(графический диктант).
Подведение итогов за год.
Открытое занятие.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Содержание учебного плана занятий курса «Математика и логика".
1
Свойства предметов (цвет, форма).
Практика: Выявление и абстрагирование свойств
(логические блоки Дьенеша).
Работа в
тетради
Игра
Танграм.
Практиче
ская
работа
«Углы»
Работа со
счетным
материал
ом(палоч
ки
Кюизене
ра)
Открытое
занятие
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Ориентация по клеткам. Сравнение групп по количеству.
Равенство – неравенство. Больше – меньше.
Практика: работа в тетради. Графический диктант.
Пространственные отношения (на, над, под).
Практика: Ориентация по клеткам (работа в тетради).
Свойства предметов (толщина, высота, длина).
Практика: Пространственные отношения (справа, слева).
Анализ, классификация по трем признакам.
Практика: логические блоки Дьенеша.
Число и цифра 1.
Множество и подмножество по одному свойству
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Ориентация по клеткам (работа в тетради).
Практика: Пространственные отношения (снаружи, внутри).
Число и цифра 2.
Кодирование и декодирование информации
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Представление о точке, линии.
Практика: Работа в тетради. Ориентация по клеткам (работа
в тетради).
Абстрагирование свойств предметов
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Представление об отрезке и луче.
Практика: Ориентация по клеткам (работа в тетради).
Число и цифра 3.
Разделение множества по двум признакам
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Представление о замкнутой и незамкнутой линиях
Практика:. Работа в тетрадях. Ориентация по клеткам
(графический диктант).
Представление о ломаной линии и многоугольнике
Практика: Ориентация по клеткам (графический диктант).
Алгоритм изменения свойств предметов
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Число и цифра 4.
Практика: работа с о счетным мтериалом.
Представление о действии сложения.
Практика: работа со счетным мтериалоам.
Логические задачи: анализ, синтез
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Представление о числовом отрезке.
Практика: Ориентация по клеткам (графический диктант).
Представление об углах и видах углов.
Практика: работа со счетным материалом, дидактикой.
Геометрические фигуры - сходство и различия.
Практика:(«Танграм»).
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Число и цифра 5.
Практика: работа со счетным материалом, работа в тетради
Составление алгоритма простейших действий
Практика :(логические блоки Дьенеша).
Представление о действии вычитания. Составление задач.
Практика: Ориентация по клеткам (графический диктант).
Логические таблицы.
Практика:(логические блоки Дьенеша).
Сложение и вычитание в пределах 5.
Практика:. Составление задач. Работа со счетным
материалом.
Логические цепочки. (геометрические фигуры).
Практика: работа со счетным материалом, палочки
Кюизенера.
Логические задачи.
Практика: (логические блоки Дьенеша).Палочки Кюизенера
Временные отношения (раньше, позже)
Практика: Работа с макетом часов. В тетради:Ориентация по
клеткам (графический диктант).
Подведение итогов за год. Открытое занятие.
Свойства предметов: форма, цвет, величина, толщина,
высота, длина.
Множество. Сравнение множеств (групп).
Количественная характеристика. Графическое изображение
количества (цифра, число).
Геометрические понятия: точка, линия (прямая, ломаная),
луч, отрезок, угол.
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
треугольник, ромб, круг, овал, многоугольник.
Сложение и вычитание. Составление задач на сложение и
вычитание.
Ориентация по клеткам на тетрадном листе. Графические
диктанты.
Мелкая моторика рук.
Пространственная и временная ориентация.
Абстрагирование свойств предметов, их кодирование и
декодирование.
Составление алгоритма по изменению свойств предметов.
Планируемые результаты курса «Математика и логика».
Предметные
умение измерять длину, вес и объем предмета с помощью условных мер;
умение ориентироваться на листе в клетку;
умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения,
умение кодировать информацию о свойствах предметов;
Метапредметные
умение выявлять и абстрагировать свойства предметов;
умение выстраивать логические цепочки из предметов, используя их свойства
умение сравнивать предметы по их свойствам;
находить последовательность событий и их нарушение;
сформированность навыков классификации и обобщения;
Личностные
умение организовать свое время
способность к логическим действиям и операциям
умение обобщать и делать выводы
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Строительный набор (объемные тела)
Касса счетных материалов «Учись считать»
Умные карточки «Цифры и фигуры», «Мои первые весы», «Набор фруктов», «Игрушки»
и др.
Часики «Знакомимся со временем»
Учебно-игровое пособие «Математический баланс»
Кубики Никитина: «Уникуб», «Занимательные кубики»;
Игры Никитина «Сложи квадрат»,
Цветные счетные палочки Кюизенера
Логические блоки Дьенеша
Конструкторы: «Лего»;
Арифметическое домино;
Мозаика детская;
Счетная и ученическая линейка.
Счетные палочки;
Набор игрушек.
Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого
ребёнка).
Полоски-схемы звукового состава слов.
Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов).
Многофункциональные перфокарты.
Пособия: “Окошечки”, “Ромашка”, “Звуковые часы”.
Альбомы с заданиями на каждого ребёнка.
Ребусы для детей.
Буквы из разрезной азбуки.
Различные виды азбук.
Дидактические игры с буквами, со словами.
Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для
начинающих читать).
Информационное обеспечение:
https://logiclike.com/math-logic/doshkolnik (Математика для дошкольников:
занимательные задачи, примеры, интересные задания),
https://uchi.ru/matematika/doshkolniki (учи.ру)
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
возрастную (дошкольную) и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, основы их 37 творческой
деятельности;
содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования
детей по данному направлению деятельности;
современные педагогические технологии;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила по охране труда и пожарной безопасности, техники безопасности и санитарноэпидемиологические нормы.
Методическое обеспечение программы.
Реализация программы
предполагает
использование
следующих
образовательных технологий:
- личностно-ориентированное обучение: максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования
имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать»
материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать
совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. В
технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной
системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую
основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация
обучения;
- технология индивидуализации обучения: обучение, при котором
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются
приоритетными;
- групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию в
виде группового опроса, общественного смотра знаний; учебной встречи, беседы;
- технология КТД: социально-полезная направленность деятельности детей
и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и
взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела;
- технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач):
формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных
задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:
умение анализировать, рассуждать, обосновывать; умение обобщать, делать
выводы; умение оригинально и гибко мыслить; умение активно использовать
воображение. В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:
эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск;
- проблемное обучение: организация занятий предполагает создание под
руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями
и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных
ориентиров. Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть
следующими: педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти
способ его разрешения; излагает различные точки зрения на вопрос; предлагает
рассмотреть явление с различных позиций; побуждает детей делать сравнения,
обобщения, выводы; ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные
задания.
Занятия воспитывают усидчивость, терпение, развивают мышцы кистей рук,
образное, пространственное, художественное мышление.
Подводя итог занятию, педагог каждому обучающемуся предоставляет право
корректно высказать мнение о своей работе, работе друга. Основные стимулы для
работы у детей – радость общения, познания, творчества.
Похвала за большие и маленькие успехи присуща методике общения
педагога с детьми. Дети творят без страха, с удовольствием любят художественный
труд.
Физминутка на занятиях усиливает кровообращение, снимает утомляемость,
повышает работоспособность и эмоциональный настрой. Пословицы, поговорки,
скороговорки, загадки на занятиях помогают педагогу проводить эстетические
беседы, пополнять словарный запас детей, развивать память.
В ходе проведения организационно-массовых мероприятий педагог
воспитывает познавательный интерес, самостоятельность, настойчивость в
достижении цели, обогащает знания учащихся, их эстетический вкус.
Формы контроля.
Мониторинг осуществляется в течение года, который включает следующие
методы педагогического обследования:
- наблюдение за «речевым поведением» ребенка (как он говорит,
общаясь со сверстниками и взрослыми;
- беседы с детьми и родителями;
- тестирование дошкольников (проводиться в начале и конце учебного
года педагогом в индивидуальной беседе с ребенком).
Диагностика. После завершения курса обучения проводится диагностика,
включающая в себя следующие задания: ориентировка в межклеточном
пространстве; решение простых математических задач с графическим
изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение
главного признака предмета. (см. Приложение 1). Диагностика помогает
вовремя оказать ребенку помощь, обратить внимание родителей на проблемы.
В начале и конце года учебного года, она позволяет выяснить подготовленность
к следующему возрастному этапу обучения, а так же спланировать
индивидуальную работу с ребенком
Подведение итогов: открытые итоговые занятия по содержанию курса
«Развитие речи» и курса «Математика и логика».
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. – ООО ТЦ Сфера,
2015.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, Академия развития. 1998.
- Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой. – М., Просвещение, 2006.
- Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6
лет. ООО Детство-пресс.2016. - Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. – М., Экзамен,
2009
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – ООО ТЦ
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
- Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.: Ювента, 2014
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька» -методические
- Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. - ООО
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и развитие связной речи дошкольников
, Сфера, 2007
- Шульгина Е.В. Развитие речевой активности в процессе работы над загадками. - ООО
Детство-пресс.2011
Приложение 2.
Картинка 1
Диагностический материал.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Картинка 1), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают
какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут
Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с
детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
Фамилия, имя ребенка
Дата
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацные
сщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбе
лпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгп
ненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацные
сщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбе
лпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгп
ненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперангопгкарвлаогмолавсоаетмоалпдобмоапмнкраопн
еладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацныесщмлв
дкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбелпомг
мранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгпненис
овлаоарпнкгераоплрдьсимиаперангопгкарвлаогмолавсоае
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацные
сщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбе
лпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгп
ненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
краопнеладврмнитпалмшпреажвьсьтиалсоадкоеьмиипоалвшкоарелдпдрагмтпобсоацные
сщмлвдкжеатмовлыдкоансгетпимоалвдыючтсимоаленаопдвьсбалмьпоетаовлыщспаткбе
лпомгмранепарвоыдчьстмииатплмьосочуюкшармоалпоедагвоаткраствосьалпьидпьалкгп
ненисовлаоарпнкгераоплрдьсимиаперанго
Картинка 2.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Картинка 2.), простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают
одной чертой, букву И, и подчеркивают букву А. Время выполнения задания 5
минут.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания).
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Картинка 2.), простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают
одной чертой, букву Е, и подчеркивают букву О). Время выполнения задания 5
минут.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания).
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка),
простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают
одной чертой, букву А, и подчеркивают букву К). Время выполнения задания 5
минут.
Корректурная проба (развитие концентрации внимания).
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
(Картинка 2.), простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают
одной чертой какую-то букву (например, К). Время выполнения задания 5 минут.
Примечание: На следующем занятии дети будут искать, и зачеркивать
другую букву и т. д.
Картинка 3.
Выкладывание по образцу из бумаги (Картинки 3-5).
Оборудование: образец узора (Картинки 3 - 5), набор геометрических
фигур, необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка)
Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.
Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной
бумаги, размер должен соответствовать образцу.
Картинка 4.
Картинка 5.
Упр. «Таблица с цифрами» (Картинка 6.) (развитие внимания).
Оборудование: таблицы.
Описание. Педагог раздает детям таблицы. Дети должны найти и назвать
все цифры по-порядку, как можно быстрее.
Картинка 6.
Упр. «Таблица с цифрами» (развитие внимания)
Оборудование: таблицы. (Картинка 7.)
Описание. Педагог раздает детям таблицы. Дети должны найти и назвать
все цифры по-порядку, как можно быстрее.
Картинка 7.
Упр. «Найди лишнее» (развитие мышления).
Оборудование: карточка (Картинка 8).
Описание: Педагог показывает карточку, на которой изображено несколько
предметов. Дети должны догадаться, какой предмет лишний, и объяснить свой
ответ.
Картинка 8.
Упражнение «Найди недостающий предмет».
Оборудование: карточки (Картинка 9.)
Описание: педагог показывает серию картинок. Дети должны назвать,
какого предмета там не достает, и объяснить почему.
Картинка 9.
Упр. «Продолжи ряд, начатый художником» (Картинка 10).
Картинка 10.
Работа в тетрадях (мелкая моторика).
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: дети повторяют узор, заранее написанный воспитателем в
тетрадях.
(Картинки 11-13).
Картинка 11.
Картинка 12.
Картинка 13.
«Графический диктант» (Картинка 14-15.)
Описание: в тетради в клетку дети выполняют задание, рисуют узор под
диктовку педагога.
Картинка 14.
Картинка 15.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)